Азрафэль (Ольга Белоконь) (azraphel_) wrote in sever_ug_2007,
Азрафэль (Ольга Белоконь)
azraphel_
sever_ug_2007

Categories:

О мистериях

Собственно, по техническим моментам все сказала Анариэль, мне добавить нечего. Вот только немного концептуального.

Заранее прошу прощения, если этот пост кто-нибудь воспримет как наезд. Я меньше всего хочу выяснять, кто тут козел и почему. Не в этом дело, совершенно. Люди мы в конце концов взрослые, отвечать за себя умеем. Итак, дело не в том, что как-то виноват. Главное – что это было и что с этим делать?
Банальность: на маленькие игры по жесткому сюжету по Толкину (мистериалки) ездят в основном для того, чтобы вжиться в роль. Почувствовать себя персонажем профессорской истории. Один из основоположников жанра мистериалок нолдо Хисиелиндо выразил идею вполне четко (в первом варианте этот жанр звался «мифологическая реконструкция»): в идеале все игроки так вживаются в персонажей, что сюжет получается сам собой. Подчеркну этот момент: интенцией является не выучивание наизусть _текста_, а _вживание_ в образ настолько полное, насколько это вообще возможно для человеческой психики.
Практика мистериалок показала, что одного этого благого желания недостаточно: возникает необходимость в координации, игротехнике и протчем. Тем не менее установка на «вживание» сохраняется – без этого вся игра бессмысленна. Совсем.
Рискну высказать предположение, что корень проблем современных мистериалок кроется в отходе от этого простого правила – играть можно только вжившись. Гораздо больше времени уделяется игромеханике – страшные тайм-планы, игротехника приобретает все большие вес, иногда кажется, что главная фигура на игре – игротехник, а не игрок.
Еще одна страшноватенькая вещь – кактусы, которые в последние 2 года стали совсем уж кровавыми, и это закономерно. Кактус – это «стродание», это эмоция для переживания и пережевывания, но не изменения. Статика порождает скуку, если реально ничего не менять, то от скуки можно спастись бурей эмоций. На этом, кстати, во многом построена, например, «Черная книга Арды». Буря эмоций, кипение страстей – и нуль в итоге. Отгуляли – требуется новая доза. Но, как и при наркомании, доза эмоций должна быть больше, ее уже не вызовешь чем-то невинным. Требуется кровь. И нужен враг, даже Враг – тот, кто кровь эту проливает. Но для чистоты и накала эмоции требуется, чтобы Враг был злодей из злодеев, а жертвы – невинны и чисты, как крылья ангелов. В корне-то лежит пустота и душевная лень, но копаться в этом как-то не хочется. И вот постепенно игры из сборища друзей превращаются в нечто иное.
Я даже помыслить не могла когда-то, что игровой противник может восприниматься неправым «по жизни». А в последнее время наблюдаю это прискорбно часто. Для примера возмем хоть сюжеты с фэанорингами – страшную трагедию, Клятву, которую нельзя ни сдержать, ни выполнить и гибельный путь превращается в «гады фэаноринги хороших эльфов Дориата (Альквалондэ, Гаваней - подставить по желанию) порезали». Это результат не вживания – напротив, показатель того, что суть мистерии утрачивается. Суть самого сюжета ускользает – остается его мертвая оболочка. Все механически движутся от реперной точки к реперной точке – забывая, что это движении мотивировано, что там есть своя логика.
В норме, исходя из логики определения мистериальногй игры, приоритет мастера – макимальная вжитость игроков в эти образы, понимание их, вчувствование в данный сюжет. То есть, как ни крути, «голый» сюжет сам по себе приоритетом быть не может. А если становится – получаем ситуацию моления великому идолу тайм-плану и игротехникам, пророкам его. А игру теряем.
Еще одно банальное правило: если игра идет, править ее можно только изнутри. Игровыми действиями. И ничем иным. Иначе теряется вживаемость – она штука хрупкая. Даже если, по мнению мастера, игрок играет «не то» - значит, нужно найти способы его скорректировать в рамках его персонажа или оставить как есть. Доверие – без него в игре тоже никуда. Поверить в то, что игрок сможет, вот он вытянет эту ситуацию, в последний момент – но вытянет. А уж пытаться править игрока прямыми мастерскими указаниями – вообще бред, это считалось багом даже в дремучие годы на играх Отче Федора и на ХИшках.
И конечно, мастер должен видеть ситуацию глазами ну как минимум каждой «стороны», в идеале – каждого персонажа. А для этого – говорить, именно говорить, а не переписываться с каждым человеком до игры.
Конечно, старая система заявок, работающая на энтузиазме, себя изживает. Люди, едущие на мистериальную игру, во многом уже не читают тексты, не мучаются, рождая живой образ, а ждут, что на игре им все сделают мастера. Это глубоко неправильно и в корне противоречит игре как таковой, и уж тем более – мистериальной. И мастер это поощряют, а потом – упреки с обоих сторон. Одни не подготовились, как надо, другие не создали условия. Это порочный круг, обвинениям такого рода грош цена, они неконструктивны.
Значит, нужно возвращаться к корням. Вспоминать, а что мы делаем и ради чего. И думать, как это можно воплотить теперь – вот с этими конкретно людьми. Это новые приемы, прежде всего – приемы работы с игроками до игры. Про это нужно думать и серьезно.

Декларируемую "свою правду каждого" еще нужно обеспечить. Междоусобица - страшная штука, и после нее Гондор так и не оправился. Когда свои бьют своих же не из-за жадности, глупости или чистой злобы, а из-за высоких, но не до конца точно понятых побуждений - это страшно. Гораздо страшнее фарсового "образа врага". Кастамир впал в натуральную ересь - то есть принял часть за целое, и не он один, и в этом трагедия. Если хотите, еретиком в этом смысле был Боромир - он суживал мир до Гондора. А Кастамир сузил высокое священство потомков Эльроса к чистоте крови. И если Боромир гад и ничем не отличается от орка - тогда да, есть только гады. Я думаю, этот сюжет в принципе можно сыграть хоть в кабинетке, количество людей не важно. Гораздо важнее суть трагедии, расколы непонимания, боль от того, что так получается. Следование букве закона (пусть и криво понятого) до упора. Действительно, если Кастамир - легитимный Король, то его легитимность никак не изменяется от его действий. А если судить о легитимности только по действиям, но не по закону, как далеко можно зайти? Где вообще граница проходит?
В средневековой поэме "Сэр Гавэйн и Зеленый Рыцарь", которую очень любит Толкин, рыцарь подвергается испытаниям сразу на трех планах. Сталкиваясь между собой, эти пласты вступают в конфликт, и Гавэйн вынужден из него выпутываться, что-то при этом неизбежно теряя. Здесь такая же ситуация - в результате усобицы потеряли обе стороны. Дело скорей не в особенных, каждому присущих "правдах", а в том, что все это - осколки более высокого, более древнего Закона, который с течением времени утрачивается, как нумэнорское долголетие. Эта уходящая во мрак истина - и есть трагедия народа. После долгих лет, когда казалось, что величие непоколебимо, выясняется, что колосс-то стоит на глиняных ногах и все величие Гондора рухнуло в миг не от внешних врагов или катаклизма, а в результате собственных изменений внутри. В общем, более умные люди могут написать на эту тему лекцию или монографию - мне уже не хватает слов, чтобы раскрыть всю глубину данного отрывка из истории Гондора.
Subscribe

  • Отчет с игры

    Игра была. Для нас – вторая. Мы хотим рассказать о своих впечатлениях и о жизни в забытом всеми Минас Аноре. Одной из целей нашей поездки было…

  • Не лучше поздно, чем никогда, но Не удержалась

    Если говорить о нумэнорском отношении к жизни, то по моему скромному мнению как автора вот этот текст -…

  • УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА

    Господа игроки, чьи вещи, вывезенные с полигона, живут у нас, и которые не обозначили своих планов по их забиранию! Проявитесь, пожалуйста, а в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Отчет с игры

    Игра была. Для нас – вторая. Мы хотим рассказать о своих впечатлениях и о жизни в забытом всеми Минас Аноре. Одной из целей нашей поездки было…

  • Не лучше поздно, чем никогда, но Не удержалась

    Если говорить о нумэнорском отношении к жизни, то по моему скромному мнению как автора вот этот текст -…

  • УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА

    Господа игроки, чьи вещи, вывезенные с полигона, живут у нас, и которые не обозначили своих планов по их забиранию! Проявитесь, пожалуйста, а в…